«Развитие ребенка соответственно возрастным особенностям и признаки отставания»

Встречаются противоположности в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые бьют тревогу, когда ребёнок в 2 года стихи Барто наизусть не читает и буквы не знает! И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда бывают настолько запущенные случаи, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе. Да, каждый ребенок развивается своими темпами, и порой трудно точно определить, когда ваш ребенок должен начать пользоваться теми или иными навыками. У многодетных родителей есть прекрасная возможность сравнивать малыша сего старшими братьями и сестрами. Если же в семье растет только один ребенок, папа с мамой не имеют возможности накопить знания по оценке развития сына или дочери, а кратковременные наблюдения за другими детьми оказываются недостаточными. Как уже было сказано выше, ребенок динамично развивается, обретая все новые и новые навыки. Поэтому то, что считается нормой для новорожденного, является патологией для ребенка 5 месяцев, нормальное развитие 6-месячного ребёнка — патология для годовалого малыша Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения, т. е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет. Навыки и умения в один год Обычно к году малыш уже может: • Вставать и немного ходить самостоятельно; • Бегать, но пока за ручку. Кто-то пока еще просто не умеет переставлять ножки быстро, а кто-то просто боится — так или иначе, понадобится подстраховка; • В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» — повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» — протянуть руку. • Самостоятельно пить из чашки и немного кушать ложкой — правда, очень медленно и пачкая все вокруг себя; • Проситься на горшок; • Называть членов семьи и других хорошо знакомых людей по имени; • Играть в простые сюжетные игры и все больше использовать предметы по назначению. Теперь, если вы дадите малышу, например, мисочку и ложку, он не просто бросит все на пол, а сообразит, что ложечкой едят из мисочки, и постарается изобразить это действие. Навыки и умения в возрасте двух лет В возрасте 2 лет среднестатистический малыш уже: • Знает около ста слов и умело ими оперирует (некоторые, правда сокращает или коверкает — так пока проще) строит фразы и короткие предложения, использует прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов. • Очень быстро осваивает новые навыки: обычно достаточно показать один-два раза, и все получается; • Может водить ручкой или фломастером по бумаге, выводя пока еще бессмысленные фигуры; • Начинает использовать в играх воображение; • С удовольствием слушает сказки (будьте готовы перечитывать полюбившиеся сотни раз); • Общается со сверстниками, правда пока еще не всегда вербально. Тем не менее, малыш уже знает, как привлечь внимание компаньона по песочнице, он знакомится с другими детишками, запоминает их имена и узнает их, если снова с ними встречается. В два годика у вашего чада может появиться первый друг. Навыки и умения в три года • Ребёнок начинает открыто выражать нежное отношение к другим и имеет более обширный диапазон эмоций. • Может заводить механические игрушки; играть в игры с воображением. • Реальная жизнь сейчас интересует его гораздо сильнее, чем игрушки; девочки с удовольствием помогают маме на кухне, а мальчики вместе с папой чинят телевизор (иначе говоря, активно и с удовольствием помогают папе во всех его мужских занятиях). В этом возрасте детишки осваивают новые предметы и навыки: • Сортирует предметы по форме и цвету; сопоставляет предметы с картинками. • Выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов; пользуется простыми предложениями при общении, например, “пойдем... качели... кататься”. • В 3 года ребенок говорит предложениями, объединенными по смыслу, употребляет правильно все местоимения (“я”, “ты”, “меня”) начинает использовать множественное число (“машины”, “собачки”). активно использует в речи прилагательные и наречия (большой, высокий, красивый, далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» — это уже отклонении развитии. В речи появляются прилагательные – горячий и т.д. • Учится пользоваться ножницами. Скорее всего, вашему чаду страшно понравится резать все, что под руку попадется. Поэтому уберите подальше важные бумаги и документы и выдайте ему ножницы с тупыми закругленными концами — чтобы он ненароком не порезал и себя; • Старательно одевается самостоятельно и осваивает такие мелкие детали гардероба, как пуговицы, молнии и даже шнурки. Что же, на это уйдет некоторое время — нужно терпение. • Проявляет интерес к музыкальным инструментам. Если дома есть, например, пианино, не ленитесь вместе с малышом наигрывать простенькие мелодии; • С удовольствием рисует, лепит и вообще всячески проявляет фантазию в творчестве. Признаки отставания в развитии •не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки) •не подбирает по образцу 3-4 цвета; •не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа); •не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета; •не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала; •не подражает действиям близкого взрослого. Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы: •не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого); •не понимает «хорошо» и «плохо»; •не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого). Навыки и умения в четыре года • Называет свои имя, фамилию, возраст, город в котором живёт, знает имена родителей. • Ребёнок в состоянии принимать решения для разрешения конфликтов во время игр; всё больше пользуется воображением в играх. • Может назвать основные цвета, геометрические фигуры (■, ●, ▲); понимает простой арифметический счёт. • Произносит более сложные предложения, состоящие из 5-6 слов. • Складывает разрезные картинки из 4 частей, собирает пирамидку из 4-5 частей. • Может назвать какая сейчас часть суток, время года. • Ориентируется в пространстве, показывая направления вверху, внизу, впереди, позади, слева, справа. • Рассказывая истории, произносит слова достаточно чётко для понимания незнакомыми ему людьми • В состоянии выполнять указания, состоящие из 3 слов; понимает разницу между «одинаковым» и «разными». • Знает обобщающие слова «посуда», «одежда», «игрушки» и т. д. • Умеет играть в детское лото. • отвечает на вопросы по ходу чтения книжки. Признаки отставания в развитии •не может назвать ни одного цвета и путается в подборе 4 цветов •не может построить «башенку» из кубиков •не может назвать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник. •не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях •не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку •не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда); •не складывает разрезную картинку из двух половинок. •не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение; •легко отвлекается от любого занятия; •не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо). Навыки и умения в пять лет • Становится всё более самостоятельным. • Начинает подражать друзьям; любит петь, танцевать и разыгрывать различные роли. • Способен отличить вымысел от действительности. • Называет И. О. родителей, братьев, сестёр и род их занятий. • Знает свой домашний адрес и день рождения. • Может сосчитать до 5 и больше предметов и считать по порядку: сравнивает две группы предметов и уравнивает предметы двумя способами (разница в один предмет). • Правильно называет не менее 2 оттенков цветов и геометрические фигуры (■, ●, ▲, , ). • Складывает разрезные картинки из 4 частей по-разному разрезанных, собирает пирамидку из 6 частей, матрёшку из 6 частей. • Произносит предложения, состоящие более чем из 5 слов; может рассказывать длинные истории. • Умеет ориентироваться во времени: знает части суток, времена года, различает понятия вчера, сегодня, завтра. • сравнивает предметы по размеру: величине, высоте, длине, ширине, определяя результаты этих сравнений словами. Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела, копирует квадрат, звезду; сюжеты игр становятся разнообразными. Широко используются предметызаместители (в игре в магазин одуванчики — конфеты, песок-сахар, камушки-деньги). Выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки). может играть вдвоем с другим ребенком-сверстником. Относится к детям дифференцированно (Я Таню люблю, потому что она веселая, а Диму не очень, потому что он жадничает). • Правильно произносит все звуки родного языка; Использует в речи существительные, обозначающие названия частей и детали предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы и наречия, предлоги. Образует форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблет эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята — лисят, медвежата медвежат), правильно использует форму множественного числа родительного падежа существительных(ложек., вилок, груш, яблок, помидоров). • Употребляет предложения с причинно-следственной зависимостью (На улице сыро, потому что шел дождь). Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условно предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей. • Пересказывает по вопросам небольшую сказку, рассказ; • Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений. Признаки отставания в развитии •игра: бедная, примитивная, сюжеты однообразны, в целом играть не любит, игры с правилами мало доступны или недоступны вообще; •познавательные интересы не проявляются: не любит слушать книги, не задает вопросов, ничем не интересуется, попытки играть в развивающие игры вызывают отказ; •плохо запоминает, не может выучить стихотворение, домашний адрес, дату рождения и т.п.; •не понимает смысла многих событий, рассказов, мультфильмов, не может ответить на вопросы о них; •не ориентирован в бытовой сфере, почти ничего не знает об окружающем мире; •неуспешен в продуктивных специфически детских видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании. •не появляется дифференцированная эмоциональная оценка окружающих людей или событий; •не реагирует на невербальные сигналы позитивного или негативного отношения взрослого (не чувствует, как к нему относятся); •не понимает эмоциональное состояние других детей и взрослых. Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей. В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоциональнообразную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин. Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим). Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» — это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» — киска, носки, кинуть). Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде. Перечислим признаки значительной задержки речевого развития: — Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка. — Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-пата и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки. — Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь». — Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока. — Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова. — Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды») — Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем. — Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет. — Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии. — Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру! — Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов). В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психического развития (ЗПР)? Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо. Задержка психического развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития общеинтеллектуального характера. Если до 4 лет постановка диагноза ЗПР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении с взрослыми и сверстниками. Если речь ребёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из-за задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХИЧЕСКОГО развития (ЗПР). Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии. Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоциональноволевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом в 5-летнем возрасте часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае успешное обучение в школе будет невозможно. Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии». Дорогие родители! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет. Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция! Учитель-дефектолог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе специалисты используют наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводят коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход. Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог, логопед помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка. Критические периоды в развитии ребенка – 1 год, 2 года, 3 года, 6–7 лет, 12–13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год – овладение ходьбой; 2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года – период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность; 6–7 лет – период школьной зрелости; 12–13 лет – пубертатный период, период полового созревания (Л.С. Выготский).

Комментирование запрещено