ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Уважаемые посетители нашего сайта! Здесь Вы можете ознакомиться с методическими и иными документами, разработанными  ДОУ для обеспечения образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
 Организация инклюзивного образовательного процесса в ДОУ

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

«Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность», с франц. языка inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю , общим словом — включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях. Инклюзия (включение) — процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Инклюзия — формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Вопросы и ответы:

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. При ДОУ организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно (в компенсирующей группе), они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д.  В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы (комбинированные группы), где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Правила инклюзивного образования в учреждении

  • Все воспитанники равны в детском сообществе.
  • Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
  • У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
  • Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
  • Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.
  • Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.
  • Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.
  • Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности

Цель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса модернизации образования :

Специфические задачи:

  • квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
  • интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности;
  • формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
  • создание возможности всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ

Цели и задачи — система задач трех уровней:

  • коррекционный- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;
  • профилактический — предупреждение отклонений и трудностей в развитии ;
  • развивающий — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .

И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Основные принципы инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе

  1. Запрос на обследование ребенка: администрация(мониторинг) , педагоги, родители(проблема в развитии )
  2. Обследование и согласование деятельности всех специалистов по коррекционно-развивающей работе: педагоги(дефектолог, логопед, психолог), специалисты, воспитатели
  3. Реализация рекомендаций консилиума
  4. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.

Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ

  • Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы — беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе.
  • Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка.
  • Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
  • Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
  • Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ.

  • Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами реализуемыми в ДОУ;
  • Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности;
  • Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;
  • Индивидуальная программа обучения (ИПО);
  • Компетентный подход и инклюзивное образование.
  • Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме; Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ;
  • Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы;
  • Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми;
  • Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования

с детьми:

беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры , индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде(свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми, проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса формирование навыков саморегуляциии самообслуживания;

с родителями:

тематические родительские собрания и консультации доступная информация о работе по инклюзии;

с педагогами:

педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы, посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;

детско-родительские группы:

комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационную и психологическую поддержка.

 Содержание и условия образования детей с ОВЗ в ДОУ
Посмотреть и скачать:Содержание и условия обучения  детей  с  ОВЗ
Положение о ПМПк 
Посмотреть и скачать:  Положение о ПМПк
План работы ПМПк 
Посмотреть и скачать: план ПМПк на 2017—2018г
АООП для детей с ЗПР МДОБУ «Детский са№ 1»
Посмотреть и скачать: АООП для детей с  ЗПР
АОП для детей с ТНР МДОБУ «Детский сад №1»
Посмотреть и скачать: АООП для ТНР
Приказ о внесении изменений в АООП ЗПР, в АООП  ТНР 
Посмотреть и скачать:  приказ на внесение изменений в АОП, в АООП
Приказ о возобновлении работы ПМПк на 2017—2018г.
Посмотреть и скачать: 

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития МДОБУ «Детский сад № 1»   
Посмотреть и скачать: положение_о компенсирующей группе_зпр
Положение о группе комбинированной  направленности для детей  с тяжелыми нарушениями речи МДОБУ «Детский сад №1»   
Посмотреть и скачать:
Консультация «Особый ребенок»
Посмотреть и скачать: Консультация «Особый ребенок»
Паспорт доступности МДОБУ «Детский сад №1»
Посмотреть и скачать: паспорт доступности
Уважаемые родители и педагоги!
Вашему вниманию представлены ссылки на сетевые ресурсы по инклюзивному образованию:

http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/ 

http://znaem-mozhem.ru/

http://edu-open.ru/

http://www.inclusive-edu.ru/

http://институт-коррекционной-педагогики.рф/

http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/

О льготах для детей инвалидов и защите их прав:

http://защитаправинвалидов.рф/

Для сведения родителей (законных представителей) детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Какие документы нужны для поступления в ДОУ ребенку с ОВЗ?
  1.  Направление (путевка) УО администрации города Минусинска в ОУ;
  2. Коллегиальное заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями к организации образовательного процесса, организации психолого-медико-педагогического сопровождения;
  3. Копия свидетельства о рождении ребенка;
  4. Копия паспорта одного из родителей (законного представителя);
  5. Копия свидетельства о регистрации по месту жительства (пребывания) ребенка;
  6. Медицинская карта
В соответствии с п.3 ст.65 ФЗ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации», Закона Красноярского края от 27.12.2005 №17-4349 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по осуществлению присмотра и ухода за детьми-инвалидами, детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а так же за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, без взимания родительской платы».

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Комментирование запрещено